index

Судьба Царя - судьба России.

Свидетельства священников.

* * *

Церковь Христова жива святостью. "Самое главное и драгоценное для нас есть святость, через которую могут быть просвещены окружающие нас люди", - так учил святой чудотворец Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Стяжавшие святость ведут этим путем святости других, в этом заключается жизнь Церкви.

Звездами путеводными ко Христу являются для нас святой мученик Царь Николай и святые Царственные мученики. Их почитают, им усердно молятся многие прихожане нашего храма святителя Николая.

Случай, о котором я хочу рассказать, является фактом церковной жизни нашего прихода и чудесным случаем молитвенного заступничества Государя Николая. Но все по порядку.

Храм наш, как и многие обители и святые места Российские, был разорен в годы бесчинного разгула "свободы и братства". Разрушители, слава Богу, не до конца смогли воплотить в жизнь поставленные перед ними задачи: "разрушить до основания" старый мир. Основание осталось, ибо неизменны слова Спасителя: "созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ея" (Мф. 16,18).

Храм в честь святителя и чудотворца Николая находится в далеком Подмосковье, в Павлово-Посадском районе, в селе Васютино. Одним из первых, кто отозвался на просьбу прихода о помощи в восстановлении поруганной святыни, был Поляков Александр Иванович, управляющий трестом ПСО-17 (ныне это акционерное общество). В первое время трест часто и безотказно помогал храму строительными материалами и строительными работами.

Но вот, Великим постом этого года, Александр Иванович и несколько сотрудников предприятия приехали на службу расстроенные и огорченные. Они просили молитв и помощи. Случилось так, что их организация оказалась на грани распада, потому что около 20 акционеров решили забрать часть основных фондов, на что, кстати, имели юридическое право в соответствии с уставом акционерного общества. Я полагаю, каждый понимает, что строительная организация может быть только единым комплексом, из которого нельзя безболезненно изъять какую-либо часть, будь то растворный узел, карьер, строительные машины, словом, что угодно, так как отсутствие одного элемента нарушает весь цикл работ. В строительном объединении состояло около 600 человек, и все они через некоторое время оказались бы на улице, без работы и средств к существованию.

Господь сразу положил на сердце обратиться с усердной молитвой к Царю-страстотерпцу Николаю, чтобы он помог восстановить Богоугодный порядок, ведь Государь еще в земной жизни был великим попечителем о страждущих и нуждающихся. Он часто помогал попавшим в трудную ситуацию людям. Мне вспомнился один случай, о котором рассказывала С. Я. Офросимова, знавшая жизнь Царской Семьи. На одной из станций, мимо которой проезжал Царский поезд, возвращавшийся из Ливадии, к Государю подошел с просьбой один из железнодорожных чиновников. Он был обременен большой семьей и, чтобы прокормить всех, жалованья ему не хватало. Государь ласково выслушал просителя и сказал: "С этого дня ты будешь получать от Меня еще 30 рублей в месяц". Маленький Цесаревич, стоявший подле Государя и внимательно слушавший чиновника, положил ему на рукав свою маленькую детскую ручку и сказал: "А от Меня будешь получать сорок".

Также свидетельствовали о тайной милостыне Государя некоторые начальницы гимназий. Госпожа О. П. Олленгрэн, три года в детстве обучавшая Наследника Николая Александровича, рассказывала, что часто по вечерам Государь приглашал ее в свой рабочий кабинет и, несмотря на огромную занятость и утомление, просил предоставить ему списки наиболее нуждающихся детей, состоявших под ее попечительством. Суммы, которые жертвовал Государь из своих личных средств, были иногда весьма крупными, и однажды госпожа Олленгрэн решилась сказать, что сумма слишком велика, что на всех не напасешься, на что Государь твердо отвечал: "Царь должен на всех напастись". В конце аудиенции, всегда шепотом, он просил никому ни слова не говорить о его помощи.

И вот, накануне судебного разбирательства, Александр Иванович и несколько сотрудников приехали в храм, и мы отслужили водосвятный молебен "О умножении любви, искоренении ненависти и всякия злобы" перед иконой Спасителя и Царя-мученика Николая.

Судебное разбирательство происходило на следующий день и длилось около четырех часов. Исковой стороной являлся Александр Иванович, а за его спиной 600 сотрудников. Группа акционеров, желавших выделиться из предприятия, пригласила из Москвы очень сильного и опытного юриста. Как рассказывал потом Александр Иванович, надежды не было никакой, по всему было видно, что они дело проигрывают. И какой неожиданностью было для всех решение суда, зачитанное после перерыва! Оно гласило, что суд признал необходимым сохранить целостность предприятия. Происшедшее было воспринято как чудо! У нас в храме в этот день служили Божественную Литургию, и мы сугубо молились Царю Николаю о благополучном исходе этого противостояния, чтобы совершилась не воля человеческая, а правда Божия. Сразу же после заседания суда Александр Иванович с сотрудниками приехал в храм, взволнованный и потрясенный, со словами, что произошло невероятное, просто немыслимое... Мы отслужили благодарственный молебен, и после него я благословил всех приехавших иконой Царя-мученика.

Размышляя вечером о случившемся, я вдруг вспомнил, что Государь Император имел два высших образования: одно - военное, второе - юридическое. Дивны дела Твоя, Господи!

Но чудесный этот случай имеет свое продолжение, о котором я также не могу умолчать. Возле храма у нас стоит часовенка, но столь ветхая и разрушенная, что даже в самом отдаленном будущем мы не мыслили о ее восстановлении. Кроме того, документов на наш храм у нас на руках по сию пору не было, и мы не знали даже, в честь чего эта часовня была воздвигнута. Местные жители также не сохранили в памяти посвящение. Милостью Божией, когда я готовил к публикации данный материал, прихожане разыскали в архиве документы нашего храма: "Ведомость о церкви Николаевской, что на Мху у пруда, Богородского уезда, Богородского городского благочиния", которая гласила: "Церковь и при ней кладбище обнесены каменной оградою, в юго-западном углу которой находится каменная часовня, воздвигнутая в память Чудесного события 17 октября 1888 года. Ограда и часовня устроены усердием Богородских купеческих братьев Кирилла и Михаила Онисимовичей Соповых".

Большего утешения не могло быть для нас! Ведь оказалось, что часовня, сооружена в честь чудесного проявления милости Божией к Царской семье во время крушения Царского поезда в Борках! Дата 17 октября 1888 года священна для памяти русских людей: в этот день Господь избавил от смерти всю Царскую семью. Император Александр III со всей своей семьей ехал в поезде, и в пути, на 277-м километре, между станциями Тарановка и Борки, когда поезд проходил через глубокую балку, раздался взрыв и произошло ужасное крушение. Государь с семьей находился в этот момент в вагоне-столовой, который в считанные секунды обратился в приплюснутую массу. Под обломками, казалось, была погребена вся Царская семья. Но Господь явил великое чудо. Царь, Царица и Августейшие дети были сохранены для Отечества Российского чудом Всевышнего. Крыша косо навалилась на них, и Царь Александр Ш держал ее своими руками до тех пор, пока из-под обломков не выбрались все пострадавшие. И по прошествии стольких лет, вспоминая это исключительное событие - проявление милости Божией к Царской семье, - веруем, что милость Господня бесконечна и неисчерпаема. По вере нашей, по силе молитв верующих, да грядет милость Божия и к нам.

30 мая 1997 г., память преп. Евфросинии, Вел. Кн. Московской

Иерей Сергий Шумилов, настоятель храма сет. Николая, с. Васютино Московской обл., прихожане храма

наверх

* * *

Господи, молитвами страстотерпца Царя-мученика Николая благослови.

Как близки к нам, грешным, святые, особенно те, которые жили совсем недавно! Этот удивительный случай произошел вскоре после прославления Царя-мученика Русской Зарубежной Церковью в 1981 году. Я служил тогда в Отрадном (Одинцово) под Москвой. Царственных мучеников мы всегда почитали и часто обращались к ним в молитвах. И вот однажды, служа Божественную Литургию, я на проскомидии вынул за Царя частицу как за святого (естественно, никто об этом не знал).

Сразу после Литургии ко мне подходит старенькая бабушка и дает конверт с записочками о здравии и о упокоении и слезно просит помолиться. Я иду в алтарь, открываю конверт и, своим глазам не веря, вижу золотую "десятку" с изображением Царя-мученика Николая. Вот такое подтверждение святости нашего заступника Государя.

Передаю Вам фотографию иконы св. Царя-мученика Николая и св. Патриарха Тихона, написанную одним русским эмигрантом в Харбине в 1930 году. Царь изображен на ней с мечом в руках.

Икона была написана после того, как ее автору во сне трижды являлся некий старец в схиме, держащий в руках точно такой образ. На обратной стороне иконы автор изобразил бывшее ему видение со следующей надписью:

"Три раза, 17 и 23 апреля 1930 года, я видел во сне сего старца, передающего мне сей образ с повелением передать владыке. Это я понял как повеление написать такой образ.

Беженец из Благовещенска на Амуре, художник скульптуры Симеон Иоаннович Володченко, г. Харбин".

Когда Китай стал совсем "красным", русские стали рассеиваться по всему свету. Совсем небольшая часть их оказалась в Швейцарии, в том числе и автор иконы. Сейчас все эти беженцы из Китая уже отошли в Вечность, кроме одной, р. Б. Ольги, которой сейчас 86 лет. Она нам и передала эту икону.

Иерей Владимир Шибаев, Страсбург, Франция

наверх

* * *

Приветствую Вас, о. Александр, и прошу Ваших святых молитв.

Пишет Вам священник Черниговской епархии Димитрий Стороженко. Внимательно, с интересом прочитал я Вашу книгу "Чудеса Царственных мучеников", и очень многие прихожане нашего храма читали эту книжицу. Спаси Вас Христос!

Хочу поведать Вам, батюшка, и аз свое убогое повествование о чуде, которое совершилось у нас.

Это было в 1994 году. Однажды рано утром я собирался ехать в Свято-Троицкий кафедральный собор на акафист св. Феодосию Черниговскому, который поют соборно перед Литургией в семь часов утра. Собираясь на акафист, я услышал дома на кухне шум, а затем и плач. Когда зашел на кухню, то увидел там свою тещу в

печальном положении. Она опрокинула кастрюлю с кипящей водой себе на правую руку и сильно обожгла кисть. Начинали образовываться волдыри. Пытаясь утешить ее как-либо, я предложил ей помазать руку маслом от лампадки. Лампадка эта теплилась перед образами святых новомучеников Царственных. Тщательно помазал и уехал на акафист. После акафиста, когда я приехал домой, теща с удивлением и радостью показала мне свою исцеленную руку. Я поблагодарил св. Царственных новомучеников и положил перед образом три земных поклона.

Однако после этого чуда она дерзнула сказать, что это простое совпадение, что волдыри могли бы за два часа и сами сойти. Но тогда я показал ей на волдыри, которые все же появились на тех местах, где не было помазано св. маслом от лампады, а именно между пальцами. Я помазал перед отъездом только лишь ладонь и верх кисти, а между пальцами не помазал. Разве это не чудо?!

Я просил бы Вас, о. Александр, если Вам что-нибудь известно, написать мне, почему до сих пор не хотят канонизировать официально Царственных новомучеников? Ведь в простом народе Божием они давно прославлены. Прошу Вас, напишите мне, если это возможно.

Думаю, Вам в Москве об этом известно больше, чем нам на Украине. Тем более нас разобщают все больше и больше. Православную программу "Радонеж" глушат, и ее невозможно нормально слушать ни в самом Чернигове, ни в округе. Зато радио "Свобода" и "Голос Америки" из Москвы слышны хорошо. Православные газеты часто не доходят до нас по почте, или приходят вскрытые бандероли. Поэтому в основном читаем только то, что привозят добровольцы-курьеры из Москвы. Потому о всех событиях узнаем с великим опозданием. Еще раз прошу прощения и Ваших молитв.

Московская Патриархия, Киевская митрополия, Черниговская епархия, Архангело-Михайловская церковь, с. Друцкое Иерей Димитрий Стороженко

наверх

* * *

Пишем Вам с земли преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Божией милостью летом 1996 года, на Рождество Иоанна Крестителя, произошло мое рукоположение в диаконский сан. Сорокоуст Господь благословил проходить в пригородном селе Выездное, в храме Смоленской Божией Матери, что возле Арзамаса. Мне было тогда 22 года, и я очень переживал, служа сорокоуст, угодна ли моя служба Богу. Господь сподобил меня вот какого сновидения.

Храм у нас большой и разделен стеклянной перегородкой на летнюю и зимнюю церковь со ступеньками. И вот сижу я, грешный диакон, неподалеку от этих ступенек. Раздался сильный шум наподобие ветра, и у колонны возле канона явился святой батюшка Иоанн Кронштадтский (высокий и в бархатной рясе цвета морской волны) и пошел по храму, смотря в сторону летней церкви. Вслед за ним я увидел Царя-батюшку Николая II (в царской мантии красного цвета с белым мехом на плечах, военном мундире и яловых сапогах) с Царицей Александрой и детьми. Вслед за Царственными мучениками явились равноапостольный князь Владимир и равноапостольная княгиня Российская Ольга. Они все шли по храму и смотрели в летнюю церковь, в которой проходили богослужения. Сердце мое горело, как при рукоположении.

Батюшка Иоанн обернулся и сказал мне: "А вас, молодой человек, благодарю за эти службы". Я попросил тогда его святого благословения спастися навеки. Праведный старец поднял руку, по-священнически сложив пальцы для крестного благословения, и я, грешный, проснулся. Потом я плакал от радости, а на следующее утро, после Литургии, на том месте я вычитал с мамой три акафиста: Божией Матери "Скоропослушнице", св. праведному Иоанну Кронштадтскому и Всем Святым.

Иерей Вячеслав Ермаков, Нижегородская обл.

наверх

* * *

В Комиссию Священного Синода по канонизации святых от настоятеля Свято-Преображенской церкви пос. Никиты г. Ялты Крымской епархии иерея Виктора Евсютина

В октябре 1994 года я с матушкой, дочерью и прихожанами нашего храма доктором Кортуновым Евгением Васильевичем, моряком Головченко Виталием Александровичем и моим братом Борисом приехали в Сергиев Посад. Целью нашего паломничества было помолиться у раки преп. Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Лавре, на том самом месте, где не раз судьбы Святой Руси.

После воскресной Литургии 17/30 октября 1994 года наши знакомые из православного Братства во имя преп. Сергия Радонежского пригласили нас к себе на братскую трапезу.

В комнате у стены стоял огромных размеров оплечный портрет Государя Императора Николая II, которого Братство всегда почитало как Божьего угодника. Обеденный стол находился у противоположной стены под иконами. Портрет этот был написан в 1992 году членом Совета Братства, местным художником Борисом Ильичем Крыловым. За столом я сидел под образами лицом к портрету Императора, детали которого по причине близорукости я видел не совсем

ясно. К тому же этот написанный на холсте портрет был черно-белым.

Через час мы поднялись из-за стола, чтобы отправиться в Лавру на вечернюю службу. После благодарственных молитв мы, по сложившейся здесь традиции, помянули Государя Николая Александровича с Семьей и всех, за верность ему убиенных. Пропев "Вечную память", я повернулся лицом к Царскому портрету и... невольно вскрикнул. Потому что совершенно неожиданно встретился взглядом со смотрящими на меня глазами живого Царя Николая II. Лицо его я видел очень отчетливо. Сам Государь Николай в военной форме стоял напротив меня у самого края стола, между моряком Виталием Головченко и моим братом Борисом.

После того, как я вскрикнул, Государь начал удаляться к своему портрету, в котором и растворился.

По виду моему все присутствующие сразу поняли, что произошло нечто необыкновенное. Стали расспрашивать, что же произошло со мной после пения молитвы. И я сказал им: "Царь Николай П стоял с нами!"

Уже не раз Господь-Промыслитель напоминал о Помазаннике Своем, который, подобно Спасителю мира, добровольно пострадал за грех своего народа. Вот и нас, недостойных гостей преп. Сергия, посетил новый собиратель Святой Руси - Царь-искупитель Николай. Поведать Церкви об этом чудесном явлении нашего Государя считаю своим пастырским долгом.

4 февраля 1997 г. Иерей Виктор Евсютин

Из книги прот. Александра Шаргунова "Богом Прославленный Царь".

Санкт-Петербургский Общественный Фонд Ревнителей памяти Государя Императора Николая II
Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь.