index

Фальсификация истории.
некоторые духовные аспекты дела о так называемых "Екатеринбургских останках"

иеромонах Антоний (Кащенко)
(Валаамский монастырь)

Вопрос о мощах Святых Царственных Мучеников и так или иначе связанных с ними екатеринбургских останках является в своей основе вопросом не столько историческим, политическим или юридическим, сколько вопросом духовным, имеющим духовное содержание, религиозный, мистический смысл. Одно несомненно, что духовная составляющая этой многогранной проблемы преобладает.

Все мы - независимо от пола, национальности, возраста - призваны к духовной жизни. Всех нас позвал и призвал Сам Господь.

Жизнь духовная, в Духе, есть действительное, истинное призвание всякого "человека, грядущего в мир". Умаление духовного начала, сведение смысла жизни к телесному и эмоциональному комфорту, столь характерное для нынешнего времени, вовсе не означает отсутствия духовности, ее бесследного исчезновения. Оно означает лишь подмену Духа, Духа Святого, иным чуждым духом и, следовательно, иной, чуждой, но все-таки духовностью.

Таким образом, духовная жизнь, в нашем понимании, является не столько предметом для безответственного теоретизирования, сколько областью практической, чрезвычайно ответственной, имеющей конкретное применение к житейским обстоятельствам "конкретного" человека.

Прикладывая определение "духовный", "мистический" к почитанию мощей Святых Царственных Мучеников, мы , тем самым, вовсе не переводим вопрос в раздел специально-богословский, теоретический, но настаиваем на его сугубо практическом значении. Такой духовно-практический взгляд на "екатеринбургское дело" предполагает, что от того или иного решения вопроса - являются ли изъятые в 1979, 1991 годах под Екатеринбургом останки людей честными мощами Страстотерпцев и Мучеников Государя Императора Николая Александровича и Членов Его Августейшей Семьи или они не являются таковыми - самым непосредственным образом зависит современная жизнь России. Все события, связанные с житием Святых Царственных Мучеников и их мученической кончиной, несмотря на их локальный исторический характер, затрагивают самые основы русского бытия. Поэтому, говоря о так называемых екатеринбургских останках, с неизбежностью приходится говорить и о более общих вопросах и проблемах русской духовной, политической, исторической жизни.

Стык богословия, историософии и политологии является тем методологическим инструментом, что позволяет различать за кипением политических страстей незыблемые основы Евангельской Истины.

Вдохновляющим примером и образцом воплощения подобного методологического принципа служат труды приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Его можно назвать, если не создателем, то, во всяком случае, наиболее полным выразителем православного, безупречно канонического, святоотеческого подхода к пониманию современного исторического процесса.

Первое общее положение, которое необходимо повторить вслед за митрополитом Иоанном в тезисной форме, заключается в том, что российская жизнь, российское бытие - а в том числе бытие политическое и государственное - не поддаются секуляризации. Они плотно и нераздельно связаны - соединены с православием. Это как две стороны одной монеты, на одной из которых отчеканен кесарь, которому подобает воздавать кесарево, а на другой стороне проступает лик Христов, и если этот лик умаляется или стирается (по нашим грехам), то проступает лик (личина) иная - не-христа, противо-Христа.

Для того, чтобы верно понять русскую историю, необходимо смотреть на нее через Христа, во Христе (вспомним название книги св. прав. Иоанна Кронштадтского "Моя жизнь во Христе"). И только жительствуя во Христе, мы обретаем верную меру, мерило, точку отсчета для восприятия русской истории. При таком взгляде - от Христа - исторические перспективы, исторические горизонты и очертания, важность и значимость тех или иных событий меняются. И перемены эти носят в некоторых случаях характер принципиальный.

В чем эти перемены? Для Бога нет мертвых. У Бога живы все. "Бог не есть Бог мертвых, но живых." И никакое историческое событие еще не окончено, оно еще не умерло, оно еще живет. Окончательное завершение как всей истории, так и каждого конкретного исторического эпизода, будет уже за пределами времени - в день Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, в день Страшного Суда. И судимы будут не концепции и теории, но люди.

Для христианина живы все, и он не смеет произнести окончательного приговора ни над одним историческим (т. е. человеческим) лицом. Единственный суд, суждение, которое принимает православный христианин, - это суд всей церкви, основание, тело и глава которой - сам Иисус Христос. Зримым воплощением данного суда, не предвосхищающего, но предваряющего Суд Христов, Суд Божий, являются, с одной стороны, общецерковное почитание Угодников Божиих, причисления к лику святых, а с другой - анафемаствования, отлучения от благодатного церковного тела еретиков и нераскаявшихся, закосневших в тяжких преступлениях против Бога и людей грешников.

Поэтому для христианина история жива и свята. Он со страхом Божиим касается этого живого и таинственного организма. История для него - святыня.

Еще одна важная нить, связывающая христианина с историей, и не просто связывающая, а претворяющая сухую абстракцию фактов в живое непосредственное событие его духовной жизни, - это молитва.

Молитвы за усопших и молитвы св. угодникам Божиим, которых в какой-то мере можно рассматривать как исторические личности, под углом их исторической деятельности, принимавших участие в совершенно конкретных исторических событиях.

Все вышесказанное позволяет охарактеризовать отношение православного христианина к истории как живую духовную связь-скрепу с тем, что называется историческим процессом.

Собственно историзм органично присущ христианскому сознанию. Для христианина история не просто нагромождение фактов, но "умное", целенаправленное движение, в котором раскрывается тайна домостроительства Божия, тайна спасения, обожения рода человеческого, но где также раскрывается и тайна беззакония - вавилонского богоборческого строительства.

Противоположный взгляд на историю скрывает главные "исторические" события, главных исторических деятелей - Христа и Велиара, Христа и Антихриста. История превращается, в лучшем случае, в коллекцию фактов, поддающихся свободному комбинированию на манер пасьянса, где отдельные события, лишенные их подлинной сути, их жизненного "нерва", раскладываются в абстрактно-логические схемы.

Однако поскольку сам историк является непосредственным участником исторического процесса, а не просто наблюдателем, поставленным где-то над историей, вне истории, то и его деятельность с неизбежностью склоняется либо к христианскому, либо к не-, анти-христианскому полюсу. Кто не собирает со Христом, тот расточает с Велиаром.

При рассмотрении дела о екатеринбургских останках первое, что бросается в глаза - это неприкрытое историческое хамство.

К важнейшему, судьбоносному для русского народа событию - страданиям, смерти Царя-Мученика и Его Семьи - к этой болевой точке, куда сходятся многие "нервные окончания" сегодняшней российской (и мировой ) жизни, дерзают прикасаться хамы, прикасаться грубо и бесцеремонно. Их цель совершенно очевидна: осквернить, попрать святость русской истории, превратить одно из важнейших духовных событий в рядовой абстрактный факт, с которым можно поступить, как заблагорассудится сегодняшним власть придержащим. Соответственно, и отношение к мощам Святых Царственных Мучеников диктуется этой общей стратегией. Мощи - это уже не духовное сокровище, святыня, которая вымаливается у Бога, не общенародное духовное достояние, а просто некие останки, костный материал.

Налицо попытка осквернить святыню, превратить ее в послушное орудие для достижения своих целей. Налицо очередное фальсификационное манипулирование историей. И то спешное, бесцеремонное давление, которое было оказано (и продолжает оказываться) на священноначалие Русской Православной Церкви, с очевидностью подтверждает и доказывает это.

Неизбежно возникает и следующий вопрос: в чем причина такого интереса и прямо-таки неестественного напряжения отдельных облеченных властью государственных чиновников к мощам Святых Царственных Мучеников? Чем вызван святотатственный ажиотаж людей, в общем-то равнодушных к религиозной жизни?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вновь вернуться к общим принципам православного понимания истории.

Последовательность времен, связь исторических периодов и эпох между собой не всегда укладывается в рамки простой арифметической последовательности. Но если за 1998 годом неизбежно последует 1999-й, то духовная жизнь грядущего года будет определяться не только непосредственным прошлым, но и теми событиями и процессами, которые отстоят от настоящего момента на довольно значительном временном расстоянии.

Своеобразный диалог времен, нужда одного времени в другом, обращение одного времени к другому зачастую разрывают буквально понимаемые причинно-следственные связи исторических событий.

Так и нынешнее обращение ко времени царствования Государя Императора Николая Александровича, к его судьбе, его житию, Екатеринбургской Голгофе проникает сквозь толщу советских лет, сквозь советское летоисчисление, которое поделило все времена и сроки на две эпохи - "светлое будущее" и "темное прошлое", записав всю "дооктябрьскую" русскую историю в "темное прошлое", объявив его несуществующим, умершим.

Интересно, что и современная вульгарная историософия (если ее можно так назвать), рассчитанная на средства массовой информации и современного телевизионного обывателя, занялась очередным переделом русской истории. Переломным, ключевым моментом, отделяющим "темное" прошлое от "светлого" общеевропейского будущего, становится уже не падение и гибель Российской империи, но гибель империи советской.

И в свете этого нового по форме, но старого по содержанию исторического мифа, который ныне активно культивируется на уровне массового сознания, становится понятным стремление адептов "нового порядка" рассчитаться с мешающей им русской историей (мешающей тем, что она утверждает прямо противоположные ценности и взгляды). Похоронить ее в буквальном смысле, оставив от нее лишь серию мемориальных могильников и памятников. И не просто похоронить, но удалив ее живой "духовный нерв", подменить ее, фальсифицировать, создать лже-историю, лже-прошлое, некий прелестный призрак, который будет поддерживать свое существование за счет "всемогущих" средств массовой информации.

Хочется вспомнить здесь слова Господа к фарисеям, которые передает евангелист Матфей: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших." (Мф. XXIII, 27-32)

Но Бог поругаем не бывает. И вся эта святотатственная деятельность лишь резче обозначила для всех честных и думающих русских людей то поистине судьбоносное значение, которое занимает в бытии русского народа царское служение и мученический крестный путь Царя-Страстотерпца Николая II со своим Августейшим Семейством.

Действительно, это было какое-то мистическое духовное царствование. И не поняв этого, не обратившись сердцем и умом к этим людям, к этому времени, связанному с нашим сегодняшним существованием самыми нерушимыми и прочными узами, нам, говоря попросту, духовно не выжить, не сдюжить. Это тот действительный предел времен, за которым кончилось одно время, одна эпоха и началось другое.

Впрочем, кончилась ли? Скорее это был не конец, но мучительный разрыв, кровоточащая рана, язва, поразившая русское бытие, самые духовные основы русской жизни. Разрыв этот пережили не только непосредственные участники тех страшных событий. До сих пор не исцеленный, не уврачеванный разрыв этот продолжает переживать каждое поколение русских людей (как в России, так и в рассеянии сущих). Раскол в русской церкви, унизительные, а зачастую и пагубные компромиссы с безбожной властью, наконец, то тяжелое положение, в котором оказалась ныне Россия, - все это неотвратимые следствия тех событий, что отстоят от нас уже более, чем на 80 лет.

И для действительного исцеления необходима глубокая духовная перемена в русском народе. Необходимо покаяние. Необходимо духовно-нравственное усилие, общенародный покаянный подвиг, достойным выражением которого будет являться канонизация Святых Царственных Мучеников и неленостное молитвенное общецерковное обращение к Ним.

Но вместо этого нам предлагается почти что фарс. Спешное захоронение чьих-то костей вместо честных мощей Святых Царственных Мучеников. Театрализованно-политическое действо вместо покаянной общенародной молитвы. И в итоге: грубая фальсификация, подмена и ложь. А источник лжи, ее отец и создатель нам всем известен хорошо.

Все это тревожное положение усугубляется тяжелым духовным состоянием русского народа, обуморенного 70-летним советским житием, а затем - без перерыва, без малейшей передышки - подвергнутого сознательному и целенаправленному разложению - духовному, моральному, интеллектуальному и наконец, просто физическому и физиологическому.

Реальное настоящее состояние нации можно охарактеризовать как паралич (правда, с первыми, пока еще робкими шагами к оздоровлению).

При таком кризисном положении вещей большая ответственность ложится на плечи тех русских людей, которые сохраняют некое духовное здравие, неповрежденный здравый смысл, определенную моральную и интеллектуальную честность и самую обыкновенную волю к жизни. От этого малого остатка (вне зависимости от его социального или сословного состава) во многом зависит дальнейшая судьба России. Здравые русские люди есть и найдутся в любом социальном слое: и в среде руководства, и среди государственных чиновников, и в военной среде, и среди людей науки и искусства, и среди людей, занятых физическим трудом.

Важен вопрос: что объединит их, свяжет в единое целое (да и свяжет ли вообще?). Объединяющим моментом может явиться, скажем, вульгарный патриотизм с коммунистическим окрасом (и это происходит на наших глазах, воплощается в политических деятелях типа Жириновского). А можно и вовсе отказаться от русского народа, от России - стать русскими без России, русскими без родной земли под ногами (и это тоже вполне возможный исход для каждого отдельного человека).

Но есть и другой исход, другая судьба, другое единство. Это единство во Христе. Объединяющим центром здесь уже становится не абстрактное "что", а конкретное Кто. Христос, крест Христов - вот та точка схода, которая может соединить русский народ в единое благодатное и - подчеркиваю - спасительноецелое.

И здесь выбор стоит перед каждым из нас (выбор вечный). Взять крест и последовать за Господом по Голгофскому пути - или предпочесть иной удел.

Хочется обратиться к Священному Писанию: "И вот некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. (...) Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное..."

(Мф. XIX, 16-17, 20-23)

Каждый из нас подобен этому богатому юноше. Одни богаты рассудком, относительно верным пониманием вещей; другие - волей к жизни, умением ориентироваться и выживать в нынешних поистине первобытных условиях; одни обладают духовными дарованиями, духовной интуицией; другие наделены богатым душевным миром, способностью к глубоким эмоциональным переживаниям. И от всех этих богатств нельзя отказываться ни в коем случае, нельзя их бросать! Но Евангелие говорит: раздай, раздай нищим, которые лишены того, чем с избытком наделен ты, отдай то, что не принадлежит тебе (те таланты, которые вложил в тебя Господь), раздай сирым и убогим и следуй за Христом. А если тебе жаль себя, жаль своих богатств, то тебе трудно будет войти в Царство Божие.

Крестоносная судьба Царя-Мученика являет собой буквальный пример следования Евангельским заповедям. Трудно представить себе человека более богатого, чем самодержец Российской империи начала века. Богато одарил Господь Государя - несмотря на внешнюю скромность их проявления - духовными и душевными талантами. И так же трудно представить себе человека более обнищавшего ради Христа (не случайно так уместно его сравнение с Иовом Многострадальным). Перед Государем стоял такой же выбор, как и перед евангельским юношей, как и перед каждым из нас.

Государь выбрал Екатеринбургскую Голгофу и не царство земное, но Царство Божие. И вскоре по этому поистине блаженному пути прошли тысячи русских людей.

Выбор знаменательный!

Что выберем мы?

Материалы Международной научной конференции
"Царское дело и екатеринбургские останки"
г. Санкт-Петербург 26-27 апреля 1998 года.

Санкт-Петербургский Общественный Фонд Ревнителей памяти Государя Императора Николая II
Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь.