Ответственность перед историей
Е.И. Жерихина, В.Н. Яранцев
Выбор места последнего упокоения Николая II и его близких, убитых вместе с ним, является решением историческим, обращенным к будущему. Здесь недопустимы конъюнктурные мотивы: это одно из тех редчайших исторических решений, последствия которых веками будут влиять на жизнь страны и народа. Погребение станет фактом Истории, изменить который будет невозможно.
Сомнения относительно принадлежности екатеринбургских останков Николаю II и Его близким в существующей ситуации совершенно обоснованны. До сих пор не найдены останки Цесаревича Алексея и одной из Великих Княжон (неизвестно - Анастасии или Марии). Не идентифицированы останки горничной Демидовой, найденные в захоронении.
Кроме того, существуют лица, называющие себя потомками Алексея Николаевича и иных членов Царской Семьи. В этой ситуации дело должно быть рассмотрено в суде. Имеются останки с признаками насильственной смерти; имеются свидетельства о совершенном убийстве. Но судебные органы отстранены от этого дела, хотя только суд правомочен установить факт смерти всех указанных лиц, в том числе и тех, чьи останки не обнаружены.
Эти факты не могут быть установлены Правительственной Комиссией как неконституционным техническим органом. Отказ от рассмотрения дела в суде навсегда сделает недоказуемым, незаконным и вызывающим сомнения современников и потомков все решения Комиссии. Между тем, уверенность в подлинности останков необходима не только ради исторической истины, но и в связи с предполагаемой канонизацией жертв екатеринбургского убийства, ибо нет большего святотатства, как поклонение лжемощам.
Что касается места погребения, то и в случае бесспорного установления принадлежности екатеринбургских останков Николаю II и Его близким, решение следовать традиции хоронить Императоров в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге не учитывает многочисленные противоречия с другими традициями и историческую реальность, требующую неординарного подхода. Ситуация с останками жертв екатеринбургского убийства беспрецедентна. Мы полагаем, что погребение в Петропавловском соборе станет непоправимой исторической ошибкой.
1. Предназначенность и исторический смысл Петропавловского собора - прославление установления Российской империи и преемственности Российской императорской власти от ветхозаветных царей, пророков и судий, новозаветных апостолов, римских кесарей и русских князей. Все это выражено иконостасом храма, в котором нет икон святых, соименных погибшим в Екатеринбурге (св.Николая, св.Александры и др.) Собор посвящен триумфу Российской Империи, поэтому он и мог быть идеальной усыпальницей монархов, почивших в мире и передавших трон наследникам . Весь смысл собора несовместим с памятью о гибели империи, и погребение здесь Николая II станет не восстановлением исторической справедливости, а насмешкой над нашей историей.
2. Петропавловский собор не является фамильной усыпальницей Романовых, как это принято считать; членов Царской Семьи хоронили не только в нем. Здесь нет, например, погребения вдовы Иоанна V Царицы Прасковьи Федоровны, их дочерей - сестер Императрицы Анны I - Екатерины и Прасковьи, сестры Петра I Наталии. Первоначально в Александро-Невском монастыре был погребен не успевший короноваться и отрекшийся от престола Петр III, прах которого был перенесен в Петропавловский собор лишь Павлом I после посмертного акта коронации. Никогда не ставился вопрос о переносе сюда праха низложенного и убитого Иоанна VI. В соборе не хоронили девочек, за исключением нескольких дочерей Петра I; так, две малолетние дочери Александра I были похоронены в Александро-Невской лавре. Еще Екатерина II в своем завещании, перечислив несколько мест для ее погребения, не называла среди них Петропавловский собор.
В конце XIX века Императором Николаем II рядом с собором в качестве его своеобразного придела была выстроена церковь св. Александра Невского, куда был перенесен прах 8 членов Императорского Дома, ранее погребенных непосредственно в соборе. После этого в соборе остались только могилы Императоров и Их супруг, Цесаревичей, и несколько особо давних погребений Великих Князей.
Тем самым Император Николай II упорядочил складывавшуюся почти 200 лет традицию: собор должен был быть не фамильной, а государственной - императорской - усыпальницей. Тем более немыслимо захоронение там лиц, не принадлежащих вообще к Царской Семье. Это нарушит исторический смысл и статус императорской усыпальницы - памятника 200-летней истории Российского государства.
3. Поэтому совместное захоронение всех жертв екатеринбургского убийства в Петропавловском соборе противоречит предназначенности, историческому смыслу и статусу этого храма. В то же время общепризнанно, что их надо хоронить вместе: разделить людей, соединенных жизнью, смертью и историей, будет кощунственным надругательством над их памятью.
4. Жизнь и смерть Николая II столь резко отличны от судьбы всех его предков, чей прах покоится в Петропавловском соборе, что объединение его в одном месте захоронения с остальными Российскими монархами может перечеркнуть все произошедшее, представить его трагедию не как часть трагедии Российской истории, а как нечто почти случайное.
5. Николай II к моменту своей гибели не был Императором. Он отрекся от престола 2 марта 1917 г. за себя и своих потомков в пользу брата Михаила Александровича. Николай II добровольно принял это решение: в течение 6 дней он оставался на свободе, и был арестован только 8 марта. Формула отречения Николая II и акт отречения Михаила свидетельствуют, что Российская Империя продолжала существовать и после отречения Николая, то есть он действительно перестал быть Императором. Поэтому для погребения Николая Александровича в Петропавловском соборе как Императора необходимо второе миропомазание. Трагическая участь действительно последнего Императора России Михаила Александровича всеми забыта, а ведь его прах тоже ждет упокоения!
6. Церемониал похорон Российских Императоров абсолютно невоспроизводим в наше время, когда в России нет ни одного социального института эпохи Империи: нет ни Императора, ни Сената, на придворного духовенства, ни свиты, ни Государственного Совета, ни Императорской гвардии.
7. Предполагаемая канонизация Русской Православной Церковью жертв екатеринбургского убийства создает дополнительный ряд проблем при захоронении в Петропавловском соборе. Если сейчас останки будут погребены как обычно - в земле, то в случае канонизации погибших (то есть через год-два после погребения!) их мощи должны быть извлечены из могил. Ведь святых не хоронят: их мощи помещаются в саркофагах или ковчегах на поверхности, чтобы каждый мог приложиться к святыне! Совершенно естественно, когда покойного хоронят сразу после его смерти, а канонизируют спустя десятилетия или века. Абсурдно, когда погребение совершается буквально накануне возможной канонизации. Более того, ведь покойные уже канонизированы Зарубежной Православной Церковью, поэтому их погребение еще более углубит раскол Русского Православия.
8. В случае канонизации возникает непреодолимое противоречие музейного статуса Петропавловского собора и наличия в нем святых мощей. Богослужения, изредка проводимые в музейном храме, после захоронения станут частью его повседневной жизни: поклонение мощам не может регулироваться музейным расписанием. Однако передача храма Церкви юридически небезупречна, так как он не был приходским: в Российской Империи Петропавловский собор всегда воспринимался как исторический памятник, доступ в него регулировался в целях его сбережения, и с 1858 года он был только придворным и мало доступным простому богомольцу, хотя этот храм - патрональный для города: это был статус, максимально близкий музейному для действующего храма. В современной России нет правопреемника придворного духовенства. Как исторический памятник Петропавловский собор принадлежит всему обществу, и сегодня трудно представить следствия пересмотра его музейного статуса. Однако это неизбежно отразится на статусе всей Петропавловской крепости как памятника мировой культуры, охраняемого ЮНЕСКО.
9. В соборе практически нет места для установки необходимого количества саркофагов. Появление в нем святых мощей Николая II и его близких совершенно несовместимо со смыслом храма и противоречило бы исторической традиции. Следует отметить, что все Императоры отвергали любые предложения, заметно меняющие интерьер Петропавловского собора, как несовместимые с его историческим значением. Предельно скромны императорские надгробия, и здесь никогда не было особо чтимых святынь, способных отвлечь на себя внимание от святыни целого: возведенный на мощах апостола Андрея Первозванного и посвященный первоверховным апостолам храм утверждал только триумф и преемственность Империи и ее столицы - Нового Рима.
10. Похоронить последнюю Императорскую Семью предлагается в приделе св. Екатерины, который отделен от основного интерьера, не связан с исторической традицией захоронений и поэтому кажется приемлемым местом для погребения всех жертв екатеринбургского убийства. Но придел - часть Петропавловского собора, и к нему относится все вышесказанное. А само помещение придела для захоронения абсолютно непригодно.
Это очень небольшое помещение, в которое ведет дверь из тесного притвора храма. Есть вторая дверь - заалтарная, предназначенная для причта. Если ее использовать, сделав придел проходным, то не только станет невозможно воссоздать алтарь - в этом случае каждый посетитель будет топтать ногами место бывшего престола! Если же алтарь будет воссоздан - а это необходимо, - останется тесный выход в притвор, где входящие и выходящие будут сталкиваться друг с другом. Если авторы такого проекта хотят напомнить о трагедии Ходынки, омрачившей царствование Николая II, - они отлично добьются своей цели.
Захоронение здесь екатеринбургских останков несовместимо с традициями погребального обряда Русской Православной Церкви, поскольку размеры помещения делают невозможным обход каждого погребения священником во время поминальной службы. Тем более, это будет несовместимо с возможной канонизацией и совершением треб. Здесь просто не хватит места для саркофагов, если покойные будут причислены к лику святых. В тесном помещении невозможно будет ни помолиться, ни просто сосредоточиться, тем более невозможно провести богослужение. Таким образом, придел св.Екатерины своим размером и положением непригоден как место погребения, ибо оно будет привлекать к себе сотни тысяч людей.
Кроме того, представляется не вполне этичным хоронить в месте, посвященном св.Екатерине, людей убитых в городе, этой святой посвященном.
11. Петропавловская крепость несет в себе тяжелый груз исторических ассоциаций. Здесь рядом - тюрьма, где содержались политические противники императорской власти, а затем - министры и сановники Николая II; здесь заседал при Николае II Санкт-Петербургский Военно-полевой суд и здесь же были убиты большевиками ближайшие родственники Императора - Георгий Михайлович, Николай Михайлович и другие Великие Князья, чей прах утрачен и забыт, о которых никто не вспоминает и которым нет даже памятной доски! Всего этого слишком много для упокоения в мире.
12. Все вышеизложенное свидетельствует, что погребение жертв екатеринбургской трагедии 1918 года в Петропавловском соборе противоречит тем традициям Российского государства, которые воплощены этим храмом, и традициям самого храма. Фактически он будет разрушен как исторический памятник, а резкое изменение условий его существования, множество паломников и просто любопытных, которые устремятся в него, грозят его существованию и как памятника архитектуры.
Необходимо помнить, что история России не кончается ХХ веком, поэтому нужно мужество, чтобы признать: невозможно расстаться с трагедией прошлого, похоронив жертвы так, словно бы ничего не случилось. Их должно похоронить так, чтобы они напоминали : ЧТО случилось.
Поскольку Петропавловский собор неприемлем для упокоения Николая II и Его близких, мы предлагаем как место захоронения Федоровский Государев собор в Царском Селе ("Новый Часовой", N6-7, 1998 и "Известия" N1,1998) по следующим соображениям:
1. Это - любимый храм Императорской Семьи, построенный по указаниям Николая II, определившего его место и архитектуру. Верхний храм собора посвящен родовой иконе Дома Романовых - иконе Божией Матери Феодоровской.
2. Федоровский собор постоянно посещали все, чей прах ныне требует упокоения.
3. Собор имеет крипт - Пещерный храм св.Серафима Саровского (весьма почитавшегося Николаем II и канонизированного в Его царствование). Строительство подземных храмов-криптов - характерная черта церковного зодчества времени Николая II, вдохновленная идеями отца Иоанна Кронштадтского.
4. Крипт- идеальное место как для обычных захоронений почитаемых лиц, так и для святых мощей, восходящее к эпохе раннего христианства. Здесь есть место для надгробий, саркофагов, икон, для уединенной молитвы и для богослужения.
5. Федоровский собор является действующим храмом.
6. Здание не является древним памятником архитектуры, что позволяет провести любые необходимые строительные работы.
7. Собор был построен для казачьего Собственного Е.И.В. Конвоя и других воинских частей, охранявших резиденцию Николая II.
8. Расположенный у собора Федоровский городок был центром изучения и пропаганды русской культуры, там же находился лазарет, где работали в качестве сестер милосердия Императрица Александра Федоровна и Великие Княжны Ольга и Татьяна.
9. Около собора находится также Государева Ратная палата, строившаяся как лекционно-музейный комплекс русской военной истории.
10. Архитектура храма, городка и Ратной палаты является художественным воплощением религиозных, этических и эстетических идеалов Николая II.
11. Рядом находится Александровский дворец, в котором жили все погибшие в Екатеринбурге и в котором воссоздается мемориальный музей (существовавший до 1941 года).
12. Таким образом, в Царском Селе существует исторически сложившийся мемориал, запечатлевший жизнь и идеалы Николая II и Его близких, созданный по их желаниям и вкусам. Этот ансамбль способен стать музейным и паломническим центром. Федоровский собор одинаково может стать местом последнего успокоения как "неизвестных мучеников", так и Царской Семьи с Ее верными спутниками. Здесь, в Александровском дворце, Николай II родился, здесь провел со Своей Семьей большую часть жизни, в Федоровском соборе все они молились и на этот храм смотрели до последнего дня пребывания здесь.
(Ред. Напомним, что предложение о захоронении останков Николая II, Его Семьи и верных слуг в соборе Феодоровской иконы Божией Матери было изложено в письме, направленном в 1993 году Царскосельским Романовским фондом в адрес Правительственной Комиссии по исследованию и захоронению останков Российского Императора Николая II и членов Его Семьи).
Материалы Международной научной конференции "Царское дело и екатеринбургские останки" г. Санкт-Петербург 26-27 апреля 1998 года.
|