index

Политическое измерение проблемы Екатеринбургских останков

А.Д. Степанов

Всечестные отцы, братья и сестры, дамы и господа! Если мы всерьез надеемся повлиять на ситуацию вокруг проблемы "екатеринбургских останков", то для начала нам нужно адекватно себе ее представить. Для того, чтобы составить точное и ясное представление, эту проблему нужно прежде всего рассмотреть в контексте современной политической ситуации. Именно политические выгоды этого "мероприятия" наиболее существенны для представителей власти. А они-то и являются главными инициаторами организации захоронения "екатеринбургских останков" как Царских.

Нам нужно не забывать, что нынешнюю правящую политическую элиту составляют люди в подавляющем большинстве своем неверующие. Поэтому, наивно выглядят те обращения к власть предержащим, в которых их пугают опасностью захоронения лжемощей. В сознании тех, кто ныне у власти, отсутствует
само понятие "мощи". Они не готовы серьезно об этом рассуждать. Вот вопрос о финансовых и политических выгодах для них понятен.

Вообще для современной эпохи, эпохи все более углубляющейся апостасии, характерно первостепенное внимание не к содержанию и цели любого действия, а к технологии. Современного человека больше интересует вопрос "как", а не вопросы "что" и "во имя чего". Особенно явственно это видно в области политики, где, к примеру, разговор о нравственности политического действия считается признаком либо наивности, либо глупости.

Что означает "политическое измерение проблемы"? Каковы те параметры, которые дают нам политическое измерение той или иной исторической ситуации? Дать политическое измерение ситуации - означает, что необходимо определить те политические силы и персоны, которые в наибольшей степени заинтересованы в этом деле. Иными словами, мы должны попытаться дать ответ на старый, но отнюдь не устаревший, вопрос: кому это выгодно? Далее, необходимо определить причины, заставляющие эти силы и персоны так действовать. Иными словами, вопрос "кому выгодно?", нужно расширить и продолжить: "чем выгодно?"

Несмотря на объединяющую весь правящий класс обезбоженность сознания (а если задуматься, именно благодаря ей), политическая элита страны расколота и фрагментирована. Конечно, в этом нет ничего необычного. Власть и деньги - такие сильные страсти, что постоянно порождают "борьбу всех против всех". Во всех странах существуют кланы, группы, партии, грызущиеся между собою. В современной России это происходит, быть может, более грубо и зримо, чем где бы то ни было. Да, пожалуй, линии разделов весьма неустойчивы: сегодня Борис Абрамович за Анатолия Борисовича, а завтра против.

В отношении захоронения "екатеринбургских останков" по царскому чину линию раздела можно провести более или менее точно. Внутри правящей элиты можно выделить две группировки в разной мере и по разным причинам заинтересованные в этом. Критерием различения могут быть два взаимосвязанных и
важных отличительных признака: отношение к Православной Церкви и национальная принадлежность.

Одну группу составляют политики, имеющие по этим признакам, так сказать, положительный индекс. Во-первых, это люди, уважительно относящиеся к Православной Церкви. Во-вторых, как правило (хотя и не обязательно, могут быть исключения), это - политики, русские по национальности. Наиболее характерные представители: бывший премьер-министр В.С.Черномырдин, мэр Москвы Ю.М.Лужков, бывший министр внутренних дел А.С.Куликов и др. Эту группировку можно обозначить как политиков благонамеренных, но, что называется, "без царя в голове". Ярким примером, демонстрирующим это, является интервью Черномырдина, в котором он вполне искренно возмущался тем, что до сих пор не похоронены "мощи", что этого терпеть дальше нельзя и он терпеть не будет.

Другую группу составляют политики, которых отличают прямо противоположные свойства. Во-первых, это люди, которые совершенно равнодушно или даже враждебно относятся к Православной Церкви. Во-вторых, как правило, это политики "русскоязычные". Однако и тут есть исключения, например,
Б.Н.Ельцин, которого можно отнести к этой группе, является русским по национальности. Наиболее же характерные представители этой политической группировки: самый главный "специалист по похоронам", зам. председателя правительства Б.Е.Немцов и бывший его коллега А.Б.Чубайс. В этом случае можно предположить наличие феномена злого умысла.

И та, и другая группы правящей элиты заинтересованы в захоронении "екатеринбургских останков" как Царских. Но причины их заинтересованности, как представляется, не во всем совпадают. Первая причина заинтересованности в организации пышных торжественных похорон состоит в том, что их можно превратить в грандиозное шоу, на которое пригласить "друзей Билла, Гельмута, Жака, Рю" и прочих, которые у нашего президента с возрастом все множатся. Такое шоу - редкостная возможность организовать, как удачно выразился публицист Михаил Назаров ("Завтра", 1998г., ¹ 11), "отмывание своей власти в глазах мирового сообщества". Да и народу нужны праздники для "выпускания пара". По этой причине в организации захоронения "екатеринбургских останков" как Царских заинтересованы представители обеих выделенных нами политических групп.

Вторая причина - не за горами выборы президента. Поэтому организация пышного захоронения выгодна как важный этап в кампании по подготовке к выборам президента. Выгодна прежде всего тем, кто собирается участвовать в "конкурсе на должность" президента. Об этом, как известно, заявил Черномырдин. Лужков, неоднократно повторяя верноподданнические тирады об отсутствии у него президентских амбиций, недвусмысленно готовится к выборам. Немцова в прессе уже давно полушутя именуют Борисом II. Именно этим политикам выгодно захоронение по второй причине. Они его и наиболее активно готовят.

Третья причина связана с идеей примирения. Общество расколото. Об этом свидетельствуют результаты всех последних выборов (особенно президентских 1996 года, когда почти половина политически активных граждан проголосовала за коммуниста Зюганова). Тем, кто сегодня находится у власти, не хочется, да и страшно ее потерять. Еще в 1997 году аналитики президента выдвинули идею примирения общества. Идея беспроигрышная и несомненно жизненно важная для России, ибо еще одну гражданскую войну русский народ просто не выдержит. Главными пунктами в реализации этой идеи и стали одновременное захоронение Государя Императора Николая II и В.И.Ленина.

Однако идея примирения в исполнении Ельцина и его окружения является простым лукавством. Это видно из того, как она реализуется. Сказано: "По плодам их узнаете их" (Мф. 7, 16). А плоды, как видим, ядовитые. Не к миру, а к дальнейшей смуте ведет такая "политика примирения". Незадолго до смерти на чужбине, известный русский правовед и философ П.И.Новгородцев, размышляя над путями возрождения России, дал четкое определение: "согласие и примирение есть восстановление святынь". Именно такое понимание согласия может дать результат. Но от такого понимания примирения, как черт от ладана, бегут нынешние "миротворцы".

Четвертая причина тесно связана с третьей. Главная проблема существующего ныне режима - его недостаточная легитимность. Власть должны любить. Нынешнюю власть мало кто любит. Это прекрасно понимают те, кто эту власть олицетворяет. Поэтому власть предержащие лихорадочно ищут способы легитимации власти. Конечно, их не может не прельщать такой простой способ: породниться" с законной Царской властью. Тем более в таких условиях, когда одна из сторон планируемого "родственного" союза высказать свое отношение не может.

Пятая причина представляет, в некотором смысле, частный случай четвертой. Страстное желание президента Б.Н.Ельцина - остаться у власти пожизненно - является секретом Полишинеля. Сам Ельцин нет-нет да и назовет себя царем Борисом. Правда, Борисом Первым, чтобы избежать ассоциаций с незадачливым Борисом Годуновым. Эту страсть нынешнего президента многие весьма активно эксплуатируют. Видимо, под эту президентскую "слабость" в общественное сознание настойчиво вбрасывается идея учреждения конституционной монархии и "воцарения" Георгия Гогенцолерна (при регентстве Б.Н.Ельцина).

Так одновременно удовлетворяются властные амбиции Ельцина и дискредитируется идея монархии в обществе. В этом мотиве можно уже увидеть элементы злого умысла.

Шестая причина состоит в стремлении нанести политический удар по Русской Православной Церкви, сделав ее соучастницей захоронения мнимых останков (а значит и мощей). В случае успеха (торжественная организация похорон, а затем "неожиданное выяснение ошибки"), одним ударом достигаются сразу несколько целей: дискредитируется священноначалие, углубляется раскол между РПЦ и РПЗЦ, в целом ослабляются позиции Православной Церкви в обществе, ставится под сомнение необходимость каких-либо дальнейших действий по расследованию обстоятельств екатеринбургского злодеяния.

Седьмая причина выводит нас на грань политологического и богословского анализа. Профанация процесса легитимации затруднит восстановление русской государственности. Архитекторы всего этого проекта, безусловно, понимают, что возрождение России начнется с покаяния русского народа в убийстве Помазанника Божьего. Поэтому они стремятся упредить события, сфальсифицировав этот акт.

Один из руководителей екатеринбургского злодеяния Войков, как говорят, бахвалился: "мир никогда не узнает, что мы с ними сделали". Те, кто сегодня усердствует в организации захоронения "екатеринбургских останков" по царскому чину (одни осознанно, другие по неразумию), вносят вклад в то, чтобы эти
слова изувера стали реальностью. Все большее число известных ученых - представителей разных областей знания представляют обществу все новые и новые
данные, подтверждающие, что захоронение "екатеринбургских останков" является грандиозной мистификацией. Попытаться повлиять на ситуацию мы можем только одним способом - обращениями, увещеваниями и вразумлениями власть предержащих.

Чтобы наши увещевания имели успех, мы должны иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, есть политики принципиально невразумляемые, т.е. те, кто отлично понимает, что он творит и зачем. Обращаться к ним - бесполезная трата времени и сил. Во-вторых, нужно уметь различать причины, которыми руководствуются в своих действиях те или другие представители власти, и, учитывая это обстоятельство, строить свою аргументацию.

Ситуация внешне выглядит беспросветной. Но для нас, для православных христиан всегда есть надежда. Мы уповаем на безграничную милость Божию. Мы веруем, что Господь по молитвам Царственных Мучеников дарует прозрение русскому народу. Вдохнет в нас волю к покаянию за грех цареубийства. Отверзит уста наши, дабы мы единым сердцем в соборном многоголосии ежедневно, ежеминутно возглашали: "Царю-Мучениче Николае, моли Бога о нас". Аминь!

Материалы Международной научной конференции
"Царское дело и екатеринбургские останки"
г. Санкт-Петербург 26-27 апреля 1998 года.

Санкт-Петербургский Общественный Фонд Ревнителей памяти Государя Императора Николая II
Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь.